Мастер-пленка для дупликаторов, обзор
Ризограф является цифровой трафаретной ротационной печатной машиной. Трафаретная печать известна сотни лет, сложности возникают при ее применении - все-таки это производство достаточно сложное и грязное. Одна из основных проблем - изготовление печатной формы и точное воспроизведение мелких деталей.
Эдисоном, в позапрошлом веке, был предложен оперативный и достаточно простой способ печати малоформатной продукции при помощи "Ротатора". Но это была полиграфическая техника и соответственно технология. Она предполагала изготовление формы, установку ее в печатную машину, печать тиража, смену формы, обслуживание машины.
Вместо изготовления формы на плоской сетке Эдисон предложил сетчатый барабан, на который натягивается печатная форма в виде волокнистого листа бумаги, покрытого воском. В местах, где должна проходить краска, проделываются иглой тонкие отверстия.
Дальнейшие усовершенствования печатной формы заключались в подборе рецептуры воскового покрытия, способа пробивки отверстий и подбора рецептуры бумажной основы. Первоначально форма выдерживала до 200-300 оттисков. Усложнялась технология самого "пирога", например в 60-х годах прошлого века это уже восковка, защитный лист, копирка, картон.
Для повышения скорости и точности процесса печати форму изготавливали с использованием полимерной пленки, покрытой электропроводящим слоем. Для этого использовали специальный электронно-копировальный аппарат, прожигающий отверстия электрической искрой. Форма для печати А3 изготавливалась от 5 до 16 минут.
Аналогичные формы из двухслойной лавсановой пленки, сваренной в трубу без стыков, изготавливались прожиганием на лазерной установке. Время прожигания сокращалось до 1-2 минут. Повышалась трудоемкость и квалификация работников, занятых бесшовным скреплением мастер-пленки.
Прорыв в технологии изготовления печатных форм наступил, когда объединили тонкий пленочно-полимерный слой и волокнистую свойлаченную подложку типа бумажной, а отверстия начали прожигать в самом ризографе.
Мастер-пленка поставляется и устанавливается в ризографе в виде рулонов различной емкости в зависимости от формата печати и модели аппарата. Емкость рулона измеряется в "кадрах" - отрезках формного материала (мастер-пленки), необходимых для изготовления одной печатной формы.
Требования к мастер-пленке для ризографа
Преимущества использования современной мастер-пленки заключаются в следующем.
- На изображении не виден рисунок, образованный сеткой, как это бывает в классической, трафаретной печати.
- Минимальная, гарантированная тиражестойкость печатной формы - 4000 экземпляров (хотя для несложного оригинала можно получать тиражи до 15000 оттисков).
- Время изготовления печатной формы от подачи сигнала на изготовление до первого отпечатка - от 11 до 24 секунд.
- Постоянная краскоемкость печатной формы.
Мастер-пленка для "ризографа" состоит из трех слоев:
- прозрачный, но пористый слой типа бумажного полотна непроклееного и без наполнителей
- адгезионный слой, скрепляющий бумажное полотно с вержним слоем
- верхний, тонкий полимерный слой
Конструкция мастер-пленки должна обеспечивать плотное прилегание к сетке сменного барабана, равномерное натяжение по длине и ширине без изменения геометрических размеров, равномерную толщину по всей поверхности. Это обеспечивает подбором всех трех составляющих мастер-пленки.
Адгезионный слой должен обеспечивать достаточно прочное скрепление пленочного полимерного слоя и бумажной основы. При этом, после прожигания отверстий в пленке, полимерный слой должен пропускать краску или быть прожженным вместе с пленкой.
Бумажный слой должен обеспечивать поступление краски через печатную форму на бумагу, прочностные свойства формы и краскоемкость печатной формы. Равномерное поступление краски через печатную форму на бумагу обеспечивает равномерность запечатывания по всему листу. Особенно хорошо качество печати с этой точки зрения можно оценить по равномерной плашке большой площади.